Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

ef64b4065b33a98a52729c4c7ab74d26 - Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

ТРУД И ДЕФИЦИТ

В самодельном автомобиле Труд (автор А. Кучеренко, 1964 год) интересен не только прекрасно выполненный стальной кузов, но и трехцилиндровый двигатель собственной сборки. Если бы моторы продавались тогда в магазинах, вряд ли конструктор стал бы создавать его самостоятельно. К решительным действиям его подтолкнул именно дефицит.

ТИРИСТОРНОЕ ЗАЖИГАНИЕ

8cf2a7a71f8e1c8288683c1e262309ce - Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

Во времена Москвичей и Жигулей самым популярным тюнингом мотора была переделка классического зажигания в электронное. В продаже встречались разнообразные изделия — Электроника-М, Искра‑2, ПАЗ‑2, Старт‑2.

Любопытно, что все эти системы, подключавшиеся между прерывателем и катушкой зажигания, были не транзисторными, а тиристорными: накопление энергии разряда проходило не в магнитном поле катушки зажигания, а в электрическом поле конденсатора. Мощный силовой элемент — тиристор — в нужный момент закорачивал заряженный конденсатор на катушку, в результате чего во вторичной обмотке возникал импульс напряжения с высокой крутизной фронта.

Впоследствии на серийные машины (ГАЗ‑24–10, ВАЗ‑2108) начали устанавливать транзисторные системы зажигания, а тиристорные потихоньку сошли со сцены.

ЖИРОБУСЫ

0bc9a58484f283501d891370ed27a9b6 - Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

В СССР неоднократно пытались внедрить транспорт, движущийся за счет энергии предварительно раскрученного маховика.

Такие автомобили называются гиробусами или жиробусами (греч. gyros — круг, оборот). В 1960 году хотели организовать движение гиробусов по трассе Москва — Ярославль.

Тремя годами позже рельсовый гиробус решили запустить в Норильске, однако на испытаниях опытный вагон с маховиком то и дело сходил с рельса.

Затем появлялись идеи запустить гиробусный трамвай в Крыму, Закавказье и даже в монгольском Улан-Баторе, но реального воплощения они так и не обрели.

КРУТИ ПЕДАЛИ

32be3dccceb31367ec8b28a48dff7de5 - Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

Довоенный педальный автомобильчик, сильно напоминающий ГАЗ-А, в розничную продажу практически не попадал: в эпоху планового хозяйства подобные изделия, как и многие другие, распределялись по разнарядке. На таких машинках часто устраивали показательные детские автопробеги.

САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ

С появлением Жигулей стало ясно, что автосервисы откровенно не справляются с наплывом клиентов. Пробиться даже на мелкий ремонт было крайне тяжело. Поэтому наиболее ушлые автовладельцы порой отправлялись в другой город — километров эдак за триста. Там, естественно, тоже были очереди, но «человек издалека» пользовался преимуществом, поскольку считался транзитником. Он показывал паспорт, затем объяснял, что неисправность застала его в пути, и, естественно, просил помочь. Часто это срабатывало, и счастливца впускали «за ворота» — заменить помпу или шаровую опору.

СКОРОСТНОЙ МАГНИТ

eea0e57049ba2577cde931be6f5b7c1d - Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

В Советском Союзе предвидели грядущие транспортные проблемы, а потому задумывались о разработке принципиально новых средств передвижения. Одно из них — транспорт на магнитной подвеске. Вагон ТА‑05 создавали в середине восьмидесятых годов прошлого века; от него требовались бесшумность и скорость 250 км/ч (с перспективой аж до 400 км/ч!). Испытательный участок пути длиной 600 метров был построен в подмосковном Раменском. Однако вскоре огромная страна распалась, и наработки оказались не нужны.

Есть вопросы? Задавайте! kolodochkin@zr.ru

Советский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробусСоветский тюнинг, автомобили-самоделки и жиробус

Источник: www.zr.ru