В российский прокат 19 апреля выходит фильм «Тренер», в котором Данила Козловский не только выступил в качестве сценариста, продюсера и исполнителя главной роли, но и дебютировал как режиссер. «Тренер» — это история дисквалифицированного футболиста, приезжающего в небольшой провинциальный город «поднимать» футбольную команду «Метеор».
В интервью РИА Новости известный актер рассказал о том, за что он любит футбол, как добивался документальной правдивости на экране и почему не смог доверить фильм другому режиссеру.
— Нам жизнь подсказывала многие сюжетные линии и драматургические переломные моменты. Мое первое воспоминание о футбольной трагедии — это когда Роберто Баджо не забил пенальти в 1994 году в ворота сборной Бразилии на чемпионате мира.
Я помню очень болезненный гол Андрея Шевченко в матче Россия — Украина, когда мы боролись за выход в чемпионат Европы. Помню, как это переживала вся страна, и мне страшно представить, что чувствовал в этот момент голкипер Александр Филимонов. (Тогда единственный гол Украины фактически забил в свои же ворота вратарь сборной России, допустивший ошибку. — Прим. ред).
И я могу перечислить очень много эпизодов, которые легли в основу нашей картины. Да, целиком такой истории не было. Но если разбирать каждый эпизод — в основе всегда есть реальные события и прототипы.
— В этом смысле я очень счастливый режиссер, потому что у меня снимались невероятные актеры. Андрей Смоляков, который трогательно и пронзительно сыграл отца.
Владимир Ильин так трепетно и так узнаваемо передал образ детского тренера — о нем уже все забыли, он никому не нужен, и вдруг ему дают возможность вернуться в большой футбол.
И как тонко, со своей собственной правдой и опытом Виктор Вержбицкий сыграл мэра города. Его монолог — это и есть во многом отношение к российскому футболу, это как раз та позиция, с которой борется наш герой.
Все они для меня — большие русские артисты, и я невероятно им благодарен за поддержку.
— Футбол для меня — очень эмоциональная игра. Все происходящее на поле, на трибунах, на бровке, реакции тренеров, игроков, взаимоотношения до игры и во время — это все одна сплошная голая эмоция. Чистая, отчасти дикая и неукротимая, которая приводит к разным результатам: и замечательным, и трагическим. И, снимая футбол, я хотел в первую очередь показать эту силу эмоции.
Конечно, этот вид спорта — это еще и такой дикий балет. Обратите внимание: в нашей картине мы, наверное, впервые в истории снимали игру длинными кадрами, когда зритель следит за мячом в течение 30-40 секунд. Это не отрепетированный и не поставленный танец. Если смотреть «высокий» футбол, то иногда там возникают очень красивые комбинации.
Что касается фанатов, то мне было важно показать, какими они могут быть. В начале фильма болельщики представляют собой такой серый отряд, который орет примитивные «кричалки» и негативно относится к происходящему на поле. Но постепенно эти люди меняются и устраивают перформанс в поддержку тренера, показывая ему свою любовь и говоря: «Мы с тобой».
И когда главный герой совершает предательство, они идут и поют песню в благодарность ему. А уже в финальном матче они исполняют красивый гимн «Метеора» в сопровождении оркестра. Маленького, скромного и нелепого, но своего оркестра.
— Нет, такое возможно! Посмотрите, что делают болельщики. На одном матче фанаты «Спартака», когда у одного футболиста случилась трагедия, сделали «трибьют» в его поддержку. Я видел, как ведут себя фанаты «Зенита», ЦСКА. Мы уже умеем. Нужно просто идти дальше, чтобы чистая эмоция побеждала негатив.
Это кино о русском болельщике таким, каким я его вижу в будущем: творческим, красивым, любящем, страстном. Я в это верю.
— Спасибо большое, именно это было очень важно — объединить в нашей вымышленной команде «Метеор» футбольных профессионалов и актеров, сделать так, чтобы зритель не видел разницы. У нас примерно 60 процентов артистов и 40 — футболистов. Но у меня язык не поворачивается называть их «не актерами» — они все играют, у них у всех есть крупные планы.
— Дублер в основной команде был только один — у меня. Я не всегда все успевал, на общих планах я себя жалел, потому что мне нужно было заниматься огромным количеством других вещей. У меня замечательный дублер — Евгений Доронин.
В монтаже тоже принципиальны человеческие эмоции и истории, которые стоят за каждым матчем в фильме. Игры ради игры у нас быть не могло.
Первая футбольная сцена — это история про отца главного героя, о том, как он смотрит игру своего сына. А, например, финальная сцена — это уже история города, региона, страны, того, как маленькая команда идет к своей мечте.
— Да, это то, где оказался наш герой. Это его такой «бойцовский клуб», куда он ходит драться, унять немного свою боль. И это тоже реальная команда регби «Московские драконы». Они настоящие фанаты своего дела, говорили, как нужно снимать, как нельзя. Невероятно трепетно относятся к своему делу.
— Это для меня одно из самых эмоциональных явлений в мире после театра и кино, в котором есть непредсказуемость. Футбол — это настоящий театр!
— Я почерпнул у него все, не только как актер, но и как режиссер. Одна из главных идей его школы заключается в том, что в основе всего лежит мысль, твое высказывание. А в основе работы с актерами — диалог. Ты не можешь работать с ними как с исполнителями. В них нельзя интегрировать какое-то знание, необходимое для конкретной постановки.
Для Додина артист — равный человек, который может сказать «нет», который может на одной репетиции все поменять, предложить что-то свое. Это умная, начитанная эрудированная личность, твой соавтор. И именно так я и относился к своим актерам.
Я был жестким на площадке, этого требовала ситуация. Более того, я могу сказать, что я ввел если не диктат, то пристальный контроль всего происходящего на съемках. Потому что площадка принадлежит одному человеку — режиссеру, и иначе быть не может.
Другое дело, что ты должен создать такую атмосферу, чтобы группе хотелось работать, чтобы это не было для них пыткой. И это для меня тоже было важно. В моей команде невероятные профессионалы, настоящие энтузиасты, преданные своему делу и фильму.
Источник: ria.ru