Константин Хабенский дебютировал в режиссуре, сняв масштабный фильм «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти. 14 октября исполнится 75 лет со дня этого исторического события. Автором идеи значится министр культуры Владимир Мединский. Такое ощущение, что режиссер слегка тушуется, когда об этом заходит речь. Как бы то ни было, его первый киноопус претендует на то, чтобы стать главным фильмом к грядущему Дню Победы.
Фото: кадр из фильма
Хабенский объясняет, что отвечает не за изначальную идею, а за то, что удалось снять. «9 мая мы отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки. Это сложный праздник», — говорит он. Хабенский честно и искренне трудился и уж никак не хотел, по его же меткому выражению, ничего кумачового: «Человек максимально проявляется в те пять минут, которые ему осталось прожить. Фильмы на подобную тему не должны оставлять зрителя равнодушным. Нельзя менторским тоном говорить о страданиях людей. Мы ориентировались на зрителей, способных сопереживать, а у нас таких — во (и показал, мол, выше крыши. — С.Х.)». Но с состраданием не всегда все обстоит так, как хотелось бы. Это труднодостижимая субстанция.
В титрах деликатно и почти незаметно для непосвященного указан режиссер Андрей Малюков как художественный руководитель проекта. Каким образом он взаимодействовал с дебютантом, неизвестно, но ценным опытом для такого рода масштабных картин, безусловно, может поделиться. За его плечами фильмы «Мы из будущего», «Матч», «Грозовые ворота», «Диверсант». В любом случае Хабенскому было нелегко, раз пришлось сделать 34 монтажных версии. Цифра впечатляет. При этом еще сыграть главную роль. Часто это смертельный номер для дебютанта. «Между 22-м и 31-м вариантом монтажа я понял, что хочу любой ценой сделать фильм таким, каким я его хочу видеть», — сказал новоиспеченный режиссер. Зачем вообще он решил занять режиссерское кресло? И вот ответ: «Я хорошо себя чувствовал в роли актера. Много общался с лучшими режиссерами и операторами. Процесс обучения у них был базовым. И я решил войти в эту воду. Но это не значит, что я завтра начну снимать новый фильм».
Рабочее название картины — «Легенда о побеге». Основана она на реальных событиях времен Второй мировой войны. Сценарий написан группой кинодраматургов во главе с Александром Адабашьяном. Действие происходит в локальном пространстве нацистского лагеря смерти «Собибор». Константин Хабенский сыграл лейтенанта Советской армии Александра Печерского, организовавшего восстание, ликвидацию администрации лагеря и побег заключенных. И это единственный пример такого рода успешного восстания за всю историю войны. В титрах сообщается, что участвовало в нем более 400 человек, 100 из них погибли в ходе побега, а 150 бежавших были выданы местными жителями. Одна эта строка впечатляет больше всего остального. Как и то, что предполагаемым убийцей 18 нацистов, орудовавших в «Собиборе», а потом скрывавшихся от возмездия в Бразилии, стал один из польских узников. Его мы увидим на экране.
Непосредственно на территории бывшего лагеря смерти снять фильм не удалось, поскольку там шли археологические раскопки. Но по сохранившимся чертежам «Собибора» удалось построить декорации под Вильнюсом. Работали тщательно, аутентичный реквизит собирали по всей Европе. Поскольку съемки проходили в Литве, задействовали не только российских, но и местных актеров, а также немецких, польских — для полной аутентичности. На площадке говорили на шести языках — русском, польском, немецком, английском, голландском и на идиш. В массовых сценах снимались более десяти тысяч актеров. И это непростая задача для дебютанта — управится с такой массой.
Уже в первых кадрах появляется небезызвестная нам исполнительница роли Матильды из одноименного фильма Алексея Учителя Михалина Ольшанска. Она играет еврейскую девушку, которой отпущен на экране и в жизни короткий срок, ярко и без надрыва. Все, что останется от нее, — это колечко. Украшения нацисты собирают, каким-то образом надевают на свои не дамские руки, мечтают привезти это богатство мамам в Германию. Другую еврейскую красавицу, которую пощадили немцы и постоянно на нее засматриваются, весьма статично сыграла Мария Кожевникова.
Молодые немецкие актеры — красавцы один к одному. Среди них выучившие русский язык Вольфганг Черни и Филипп Рейнхардт, переигравший немало фашистов в российском кино. Играть им приходится настоящих ублюдков, иногда напоминающих героев какого-то дурацкого карнавала, пирующих на костях. Немецкие актеры признаются, что играть монстров им было нелегко. Но пытались исходить из того, что это же люди, у которых были родители, какая-то прежняя жизнь. Так шаг за шагом двигались в нужном направлении. Филиппу Рейнхардту сценарий поначалу показался сильным преувеличением, казалось, что все это невозможно, но познакомившись с документами, он приблизился к пониманию некоторых вещей.
Молодые немцы сегодня говорят: «Понятно, что война никому не нужна». На упреки по поводу ночной вечеринки, получившейся чрезмерно театральной, Хабенский отвечает: «Она почти на сто процентов плод нашей фантазии и доведена до мифологии, чтобы прочитывались Библия, Древняя Греция. Она сделана на уровне шабаша». Роль антипода, вечно упирающегося взором в лицо героя Хабенского, сыграл роскошный, как всегда, Кристофер Ламберт — французский и американский актер, хорошо известный у нас по фильму «Горец». Как вообще удалось его заполучить? Оказалось, что это была идея продюсеров, поскольку нужна была мировая звезда. А режиссер встретился с ним уже на площадке. Ламберт сразу же согласился принять участие в проекте. «Только дурак откажется от такой работы», — прокомментировал его участие Хабенский. Как режиссер он призывал актеров ничего не играть, а жить чувством и сердцем. Не всем это удалось, особенно в финальной сцене бегства, ну и в сцене ночного шабаша. Своего героя он вел к преображению из советского человека в просто человека, для которого основополагающими являются отнюдь не коллективные идеи, а нечто более частное, и сыграл выразительно и скупо, без тех излишеств, которые свойственны некоторым его партнерам.
Одним из продюсеров фильма наряду с Эльмирой Айнуловой и Наталией Дорошкевич стал бизнесмен и глава кинокомпании «Фетисов Иллюзион» Глеб Фетисов. Премьере предшествовали два показа в Госдуме, в Варшаве, демонстрация 30-минутного фрагмента в Вене в присутствии министра иностранных дел Австрии и российского посла, а также правнучки Александра Печерского, в Берлине в бундестаге. Часть материала посмотрели Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.
Источник: www.mk.ru