Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков

Ученик Сокурова работает над фильмом о близнецах, мечтающих о небе.

806cf8685435a147bebca021096f5bfd - Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике. Теперь он готовится к съемкам нового фильма «Полет» о братьях-близнецах, которые учатся в летном училище. На главные роли готовы были взять  непрофессиональных актеров. До сих пор ходят разговоры, что снимется в картине  Юрий Дудь.

Сокуров был художественным руководителям фильма  «Мальчик русский» и остается им на  новом проекте своего ученика. Пожалуй, только Александр Золотухин остается под непосредственной  опекой своего мастера. Другие ученики разлетелись, некоторые уехали из Нальчика, хотя изначально цель мастерской заключалась в воспитании кадров для этого региона. Но работы дома нет, а их первые киноопыты востребованы не только в России, но в мире, даже в большей степени в мире, чем у нас.

Кира Коваленко, дебютировавшая «Софичкой», снятой   по прозе Фазиля Искандера на абхазском языке, впервые  показала свой фильм на  Таллинском международном кинофестивале. Недавно она закончила новую картину «Разжимая кулаки на осетинском языке, продюсером которой стал Александр Роднянский. Вполне вероятно, что ее премьера могли бы состояться в Каннах, но фестиваль отменили из-за пандемии.

Самый известный на сегодняшний день ученик Сокурова Кантемир Балагов уже трижды участвовал в Каннском кинофестивале: дважды в «Особом взгляде» с картинами «Теснота» и «Дылда», один раз как член  жюри это конкурса.    Дебютировавший на «Кинотавре» «Глубокими реками» Владимир Битоков снял  картину на кабардинском языке. Ее международная премьера состоялась в   восточно-европейской секции  кинофестиваля в Карловых Варах. Не найдя работу в Нальчике по новой специальности, молодой режиссер  поработал таксистом, а потом отправился в Москву, чтобы снимать кино.

Свой первый полнометражный фильм Александр Золотухин снял по собственному сценарию и на основе исторических фактов, связанных с  Первой Мировой войной.  Его герой —  деревенский парень Алексей –  идет добровольцем на фронт. Потеряв в  первом  бою  зрение, он остается служить слухачом, чтобы  поднимать тревогу в случае  приближения  вражеского аэроплана. Тогда в массовых сценах принимали участие курсанты  военных училищ, и, возможно это обстоятельство тоже сыграло свою роль в выборе новых героев. «Мальчика русского» показали на фестивалях в Пекине, Тегеране, во Владивостоке и на Сахалине. Всюду он получал главные награды. На « Кинотавре» его прошлым летом отметила Гильдия киноведов и кинокритиков, а недавно он вошел в число номинантов Национальной кинопремии «Ника» по разряду «Открытие года». Ее вручение перенесено на осень из-за пандемии.

Александр Золотухин из семьи военного летчика, так что его интерес к летной тематике объясним. Вместе с родителями ему довелось поездить по стране, жить в гарнизоне. Родился он в Запорожье, поступил на экономический факультет Кабардино-Балкарского  университета, а потом  уже пришел на курс к Сокурову, будучи на тот момент студентом Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. За это время, помимо «Мальчика русского», он снял  игровые и документальные короткометражки.

«Полёт» — история о расставании двух братьев-близнецов. Оба они учатся в военном училище на летчиков. Когда приходит время самостоятельных полетов, они  понимают, что их привязанность друг к другу только мешает  осуществить мечту. А  мечтают они о покорении неба.

На сайте питерской студии Proline film появилось объявление: «Ищем исполнителей главных ролей — братьев-близнецов или двойняшек в возрасте от 17 до 21 года, европейской внешности, светловолосых, спортивного телосложения. Нам не важно, есть ли у вас актерское образование, и в каком регионе России вы живете».

Представляя свой проект на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, Александр Золотухин сказал: «Мы не раз видели, какие трагедии происходят с близкими людьми, как их могут одолевать ненависть, ревность, обиды. Отношения между братьями тоже могут быть драматичными, если даже  они любят друг друга и учатся  опасной военной профессии. Конфликт строится  на желании и на невозможности двух самых близких людей быть рядом. Это камерная,  интимная история, но при этом полная динамики и зрелищности в эпизодах полета. У нас будут настоящие воздушные съемки». Пройдут они в учебном  авиационном городке с аэродромом.

Продюсер фильма «Полет»  Андрей Сигле рассказал о некоторых деталях дальнейшей работы.

— Проект Александра Золотухина мы готовимся представить на питчинге Министерства культуры в июне. Надеемся, что все будет успешно, потому что он получается знаковым. Многие люди им интересуется. Мы его представляли  на международных кинорынках, в частности в Берлине. У нас есть французские и итальянские сопродюсеры. Собирается интересная компания. Мы также обратились за поддержкой в Фонд кино, но пока не  получили ответа. Нас поддержали  фонд «Кинопрайм». Предполагаются серьезные съемки полетов, потребуются самолеты. И тут нам поможет Министерство обороны, с которым уже есть договоренность. Можно было приступить к съемкам и раньше, но вмешался коронавирус. А у нас планируется  экспедиция, и с этим связаны определенные сложности.

— А что в основе этой истории?

— Сценарий написан Александром Золотухиным совместно с воспитанником Юрия Арабова и при участии Александра Николаевича Сокурова. Готов и режиссерский сценарий. Идет подготовка к кастингу. Проведем его, как только это будет возможно. Мы уже выбрали места съемок, поедем осенью в Краснодарский край. Если все будет в порядке, и  коронавирус  нам не помешает.

— Видела на вашем сайте объявление о поисках близнецов. Нашли?

— Пока режиссер выбирает. Это, безусловно, его прерогатива. Работа шла, несмотря на коронавирус.

— Юрий Дудь будет участвовать?  Слышала, будто он сыграет роль старшего брата. 

— Обсуждались разные варианты, но, думаю, вряд ли. Там же братья-близнецы. А у Дудя, насколько мне известно,  близнеца нет.

— Что-то радикальное и шокирующее замышляете? Никто ничего толком не знает, но разговоры об этом идут. 

— Это авторское кино. Мы стараемся сделать так, чтобы оно при этом было  актуальным для  обыкновенного зрителя, который не особенно  ценит  изыски.   Обычно существует  большой разрыв  между авторским кино и успехом у зрителя. Попробуем его преодолеть.

— Александр Золотухин сделал свой первый фильм «Мальчик русский» под большим влиянием Сокурова. Это чувствовалось в стилистике картины. А что будет теперь?

— Александр Николаевич стал художественным руководителем и его нового проекта. Он далеко от своего воспитанника не уходит, участвовал в разработке сценария. Мы с ним советовались, выбирая локации, актеров.

Источник: https://www.mk.ru