Украина: «Газпром» дорого заплатит за окно в Европу

a6df0f006712998a6e8182bbba37025a - Украина: «Газпром» дорого заплатит за окно в Европу

Материал комментируют:

770961aea7c09ccbf254e1e74252eda3 - Украина: «Газпром» дорого заплатит за окно в Европу Александр Фролов

ab7d73d1e746ba3789e3e7369c49db16 - Украина: «Газпром» дорого заплатит за окно в Европу Игорь Юшков

12 апреля власти Финляндии выдали второе необходимое разрешение на строительство газопровода «Северный поток-2». Ранее такие разрешения выдала Германия. Несмотря на это, 10 апреля канцлер ФРГ Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с Петром Порошенко заявила, что для реализации проекта необходимо определить будущую роль Украины в качестве транзитера газа. Без этого строительство газопровода невозможно.

Напомним, что транзитный контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» истекает в 2019 году. Более того, российская компания заявила о начале процедуры расторжения всех действующих контрактов после поражения в Стокгольмском арбитраже.

Проблема в том, что, как подсчитали эксперты, даже если к 2020 году удастся достроить «Северный поток-2» и вторую нитку «Турецкого потока», все равно останется определенный объем газа (10−20 млрд. кубометров в год), который придется транспортировать через Украину. Но уже очевидно, что к этому времени даже при благоприятном стечении обстоятельств не удастся вывести эти газопроводы на полную мощность.

4 апреля глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что после ввода в строй новых газопроводов транзит через Украину продолжится, но сократится до 10−15 млрд. кубометров в год. Однако для продолжения транзита необходимо заключение нового соглашения, причем не на тех условиях, которые прописал Стокгольмский арбитраж.

11 апреля СМИ сообщили, что «Газпром» и «Нафтогаз» уже начали переговоры по новому транзитному контракту или, по крайней мере, подготовку к ним. Кроме того, российская сторона выразила готовность вести переговоры о будущем транзите и с ЕС, о чем министр энергетики РФ Александр Новак и вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович договорились по телефону 10 апреля. Дата встречи пока не определена, возможно, она состоится во время Петербургского экономического форума 24−26 мая.

Инсайдеры утверждают, что вопрос о продолжении транспортировки газа поднимался несколько недель назад на встрече представителей двух компаний. Украинская сторона пытается узнать, что значит «привлекательные коммерческие условия» транзита по мнению «Газпрома».

Но сойтись во мнении по этому вопросу, скорее всего, будет непросто, особенно если учесть, что в прошлом Киев неоднократно говорил о своем желании поднять тарифы на транзит газа и даже подал соответствующий иск в Стокгольмский, который тот отклонил.

Кроме того, камнем преткновения могут стать будущие объемы транспортировки. Если Алексей Миллер говорил о 10−15 миллиардов кубометров в год, то глава украинского Минэнерго Игорь Насалик заявил, что транзит останется для Киева выгодным только при объемах более 40 миллиардов кубометров в год, что не может устраивать «Газпром». Глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, в свою очередь, сообщил, что в 2018—2019 страна будет получать 3−3,5 млрд долл. в год от транзита или 2−3% ВВП, и потеря этих денег будет весьма болезненна.

В издании «Коммерсант» подсчитали, что для того, чтобы украинская ГТС оставалась безубыточной, необходима прокачка как минимум 25 миллиардов кубометров газа в год, если исходить из стоимости транзита для «Газпрома» на уровне «Северного потока».

Проблема в том, что даже сегодня стоимость украинского транзита для российской компании гораздо выше. Если прокачка по «Северному потоку» обходится в 27,8 доллара за тысячу кубометров, то по украинской ГТС — в 32,2 доллара. При этом фактически ставка для «Газпрома» по Nord Stream еще ниже, так как «Газпром» как акционер получает 51% доходов, то есть платит за транзит самому себе. Nord Stream -2 будет еще дешевле, так как «Газпром» — единственный владелец подводного участка трубы. Если же учесть, что Киев хочет еще больше поднять тарифы на транзит, качать газ через территорию Украины станет совершенно невыгодно.

А ведь есть еще вопрос устаревшей украинской ГТС. По оценке Mott MacDonald, затраты на модернизацию ГТС для транзита всего 30 млрд. кубометров в год должны составить не менее 2,7 млрд долл. в год, и это еще минимальные цифры.

В таких условиях можно не сомневаться, что переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» о продлении транзита будут очень непростыми, а между тем, как объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, без них не обойтись. Вопрос в том, кто уступит первым.

— Подсчеты «Коммерсанта» вряд ли корректны, так как сейчас у нас слишком мало вводных данных. Говорить, что украинский транзит соотносится по цене с транзитом по «Северному потоку», первому или второму, не приходится. Во-первых, маршруты Nord Stream просто короче, газ через Украину идет гораздо дольше, чем по прямой из Ямала в Германию. Кроме того, когда «Газпром» прокачивает газ по «Северным потокам», он платит сам себе.

Сегодня украинский транзит самый невыгодный финансово, а ведь Киев хочет поднять ставки еще выше. Можно с уверенностью сказать, что после 2019 года условия транспортировки газа изменятся, и «Нафтогаз» хочет получать больше денег, чем сегодня. Не случайно, когда украинцы говорят о 40 миллиардах кубометров, то не уточняют, по какой ставке они считают транзит.

Самая большая проблема в этой истории — это неоцененность украинской ГТС. Непонятно, сколько нужно потратить средств, чтобы прокачивать те же 40 или 50 кубометров, если учесть, что в трубу десятилетиями ничего не вкладывали. Называют разные цифры, вплоть до 10 миллиардов долларов. Это только догадки, так как украинские власти не проводили серьезный аудит. Но очевидно, что ремонтировать ее нужно капитально, и средств для этого потребуется немало.

«СП»: — Сколько же газа придется качать через Украину?

— Думаю, «Газпром» хочет идти по пути постепенного уменьшения транзита. В 2020 году придется прокачивать через Украину примерно 40 миллиардов кубометров, потому что вторая нитка газопровода Eugal, которая является продолжением Nord Stream на территории Европы, точно не будет достроена к этому сроку. Есть и неопределенность со второй ниткой «Турецкого потока».

Если в 2021 удастся запустить «Северный поток-2» на полную мощность, Украине останется 20 миллиардов кубов. Дальше же все будет зависеть от того, сколько будут потреблять европейцы. Все дополнительные объемы также пойдут через Украину.

«СП»: — Почему?

— Потому что даже если бы в 2017 году у нас были в строю все обходные газопроводы, всего этого объема не хватило бы, чтобы полностью отказаться от Украины. Зависало бы около трех миллиардов кубов. Все новые проекты дают 90,5 миллиарда кубометров пропускной способности, а через Украину в 2017 году прошло 93,5 миллиарда кубов. Так как других обходных путей пока больше не придумали, транзит через Украину точно сохранится, вопрос в том, какой и на каких условиях.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что с учетом состояния украинской ГТС для безубыточности через нее необходимо прокачивать не менее 50 миллиардов кубометров газа, что на практике практически нереально.

— Скорее всего, суть переговоров в том, что Украина хочет установить некие обязательные объемы прокачки. Но напомню, что еще в декабре 2014 года Киев изменил систему тарифообразования прокачки газа. Если раньше «Газпром» платил определенную сумму за тысячу кубометров, то теперь они обязали его платить за точку входа и выхода газа. Это привело к тому, что тарифы выросли в несколько раз.

Правда, «Газпром» в любом случае отказался по ним платить и продолжал платить по действующему контракту. Но украинское руководство не сдается, потому что это очередной шаг к реализации их давней мечты — повышение платы за транзит и получение дополнительных средств на ровном месте.

При нынешних тарифах украинская ГТС уже неконкурентна по сравнению с «Северным потоком», который обходится «Газпрому» намного дешевле. Но я не сомневаюсь, что украинские власти будут и дальше проталкивать тему повышения тарифов, потому что для «Нафтогаза» единственный источник, который позволяет хоть как-то получать прибыль — это деньги, которые платит «Газпром». Все остальное либо убыточно, либо на грани убыточности, и очередное повышение тарифов только ухудшит ситуацию, так как объем неплатежей вырастет.

«СП»: — Действительно ли Украине достаточно 25 миллиардов кубометров для безубыточности прокачки?

— Я очень сомневаюсь в этих цифрах. У нас есть пример, когда через территорию Украины прокачивали около 60 миллиардов кубов в год. Это уже был предел для «Нафтогаза», за которым у них не хватало денег ни на что. На мой взгляд, эта цифра гораздо ближе к истине, чем 25 или даже 40 миллиардов кубов, если мы говорим о нынешних тарифах на прокачку. Это уже нерентабельно для «Газпрома», а уж после строительства «Северного потока-2» сохранять такой уровень прокачки было бы чистым безумием. Тем более что эти люди будут требовать все больше и больше денег за транзит, в этом можно быть уверенными.

По логике, «Нафтогаз» должен был предложить снизить расценки на прокачку газа для «Газпрома», и тогда этот маршрут оказался бы более выгодным и можно было сохранить объемы прокачки. Но ведь они этого не делают и не идут на диалог. Хотя, повторю, чтобы «Нафтогаз» смог сводить концы с концами по нынешним тарифам, им нужно прокачивать не менее 50 миллиардов кубометров газа в год. Без транзита у них не будет даже не то, что на консервацию, но и на распил своей ГТС.

Нефть и газ: Меркель порадовала Украину своей позицией по «Северному потоку-2»

Источник: svpressa.ru