Конституционный суд рассказал, где россиянам можно митинговать

Судьи велят исполнять норму закона, которую сами же считают частично неконституционной.

8ab2d8ac84767438cecdae3d9dc41503 - Конституционный суд рассказал, где россиянам можно митинговать

Конституционный суд в очередной раз постановил: митинги и прочие массовые публичные мероприятия следует в основном проводить в специально отведенных местах. Между тем статья закона «О собраниях, митингах…», где о т.н. гайд-парках говорится, семь лет назад тем же самым КС была признана частично неконституционной. Но федеральные власти до сих пор не внесли в неё предписанные судьями изменения.

На сайте Конституционного суда опубликовано постановление от 4 июня 2020 года по делу о конституционности некоторых норм закона Самарской области о порядке проведения массовых мероприятий. Заявители пыталась оспорить областной запрет проводить митинги и пикеты ближе 150 м от границ определенных зданий и объектов вроде школ, детсадов, университетов, больниц, церквей и опасных производственных объектов.

Не будем углубляться в детали этой конкретной истории — нам постановление КС, самарским властям закон повелевшее переписать, интересно прежде всего тем, что в нем трактуются нормы федерального, общего для всей страны закона о массовых общественно-политических мероприятиях. Воспользовавшись случаем, КС не в первый раз, причем в категоричной форме, напомнил: активным гражданам надо проводить свои мероприятия «как правило» в специально отведенных для того местными властями местах (т.н. гайд-парках). А если по каким-то «объективным» причинам непременно хочется митинговать в другом месте, акцию следует согласовать. Так записано в принятом в 2004 году и действующем до сих пор федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В 2012 году, когда власть зализывала раны после массовых выступлений и переходила к закручиванию гаек по всем фронтам, он был по воле Кремля существенно ужесточен. Согласовывать и проводить массовые уличные мероприятия стало намного сложнее, чем раньше. Правила, которые многие называли не иначе как «драконовскими», сразу же были оспорены в Конституционном суде группой депутатов тогда ещё живой Госдумы из фракций КПРФ и «СР» и тогда ещё живым Эдуардом Савенко (писатель Эдуард Лимонов). А в феврале 2013 года КС, рассмотрев дело, вынес кажущийся сейчас просто невозможным вердикт: некоторые новые нормы закона о массовых мероприятиях частично неконституционны.

Среди признанных не имеющими права на существование в прежнем виде оказалась и норма о праве субъектов РФ определять «единые специально отведенные или приспособленные для проведения публичных мероприятий места» — те, где можно митинговать без согласования. Порядок использования этих мест, нормы их предельной заполняемости, предельная численность возможных участников мероприятия имеют право устанавливать сами регионы.

КС тогда постановил: формулировка закона противоречит конституционному принципу «определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования» — потому что в ней нет критериев, которыми должны руководствоваться субъекты РФ при выборе означенных специальных мест. А это «порождает возможность неоднозначного истолкования, следовательно, и произвольного применения». «Федеральному законодателю надлежит… внести необходимые изменения» в действующий закон, предписали судьи КС. До тех пор, пока это не сделано, региональные власти должны при выборе мест для гайд-парков исходить «из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе».

В принятии федеральных законов, напомним, у нас участвуют депутаты Госдумы, сенаторы и президент. А инициировать принятие закона на федеральном уровне могут ещё и правительство, и Верховный суд.

Конечно же, то давнее постановление КС, как и все другие его постановления, «окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.»

Но с тех прошло, напомним, целых 7 (семь) лет!

Сначала, в том же 2013 году, правительство внесло было Госдуму подготовленный Минюстом законопроект о внесении изменений в закон о митингах. К концу 2013 года он даже был принят в первом чтении. А потом тихо лежал себе и лежал на Охотном ряду несколько лет — до тех пор, пока в 2018 году в процессе т.н. «расчистки законодательных завалов» не был «убит». Как бы за ненадобностью: мол, то постановление КС уже выполнено другим законом. Но выполнено-то оно было лишь частично, и эта часть была про размер штрафов, а совсем не про места проведения массовых мероприятий…

Получается, что до сих пор не вполне конституционная норма присутствует в федеральном законодательстве?

Именно так.

Напомнили ли об этом в своем нынешнем постановлении судьи КС? Они указали, что по-прежнему никаких критериев к выбору специально отведенных мест проведения массовых мероприятий в федеральном законе о митингах как не было, так и нет, но ни одного слова упрека в адрес законодателей не высказали.

Но раз федеральные власти позволяют себе пропускать мимо ушей невыгодные или неудобные для них требования Конституционного суда, то почему все остальные, от местных властей до граждан, должны проявлять к ним особое почтение?

Разве что потому, что кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Но к правовому государству это не имеет никакого отношения.

Источник: https://www.mk.ru